Введение

В данном разделе приводятся примеры использования метода полуреакций для составления сложных окислительно-восстановительных реакций.

Важно отметить, что большинство реакций (или даже все реакции) из пособий для подготовки к экзамену от разработчиков ЕГЭ** не требуют применения этого метода. Достаточно знать основные закономерности поведения окислителей и восстановителей, т.е. правила написания реакций ОВР

Этот метод часто необходим, чтобы понять, почему образуются те или иные продукты в реакциях, рассматриваемых в профильных классах или заданиях ЕГЭ прошлых лет, где необходимо было только вставить один пропущенный продукт и самый сложный компонент реакции уже был дан.

Этот метод также может быть интересен тем, кто хочет глубже понять законы протекания химических реакций.

** Это такие пособия как [2], [6] и [9].

 

Рассмотрим основное правило:

Правило:

1. Если имеем избыток атомов кислорода:

а) кислая среда: +H+ → H2O, т.е. лишние атомы кислорода будут связываться с атомами водорода в виде молекул воды
б) нейтральная и щелочная среды: +H2O → OH т.е. лишние атомы кислорода и молекулы воды будут связываться в виде гидроксид-ионов

 

2. Если имеем недостаток атомов кислорода:

в) кислая и нейтральные среды: +H2O → H+, т.е. недостающие атомы кислорода берем из воды
г) щелочная среда: +OH → H2O, т.е. недостающие атомы кислорода берем из гидроксид-иона

 

Для закрепления материала полезно потренировать составление реакций с помощью тренажера реакций. Успехов в изучении!