Все об экзамене |
|
---|---|
Общая информация |
Заметки из вебинаровКаждый год составители ЕГЭ по химии проводят вебинары для учителей, в которых они рассказывают, что именно ожидают от учеников, сдававших ЕГЭ. На этой странице мы рассмотрим один из таких вебинаров, где Светлана Владленовна Стаханова подробно рассказывает о заданиях 29 и 30. Весь вебинар смотреть не нужно, так как он ориентирован на учителей, но есть и очень полезная информация для учеников, об этом здесь и пойдет речь. Вебинар был проведен в 2017 году, поэтому номера заданий другие - 30 и 31, но сама суть заданий не изменилась.
Потренироваться составлять реакции онлайн (в рамках ЕГЭ) можно тут.
Краткое содержание вебинара: 17:02 - начало обсуждения задания 29
Некоторые важные моменты1. На следующем слайде (время 23:01) показаны важнейшие окислители и восстановители, которые необходимо знать. К списку окислителей также можно добавить соединения Cu(II) и пероксиды щелочных металлов.
2. Продукты восстановления перманганата калия (или натрия) в зависимости от среды подробно изучаются в школьной программе, но вот про оксид марганца (IV) MnO2 часто забывают. Также важно, что этот оксид вступает в реакции только в кислой среде. В результате образуются соли соответствующих кислот.
3. Продукты реакций восстановления хроматов и дихроматов также зависят от среды, в которой протекает реакция. Составители экзамена рекомендуют (по возможности) писать реакции в кислой среде с образованием соли Cr(III), так как реакцию в щелочной среде с образованием гидроксокомплекса написать гораздо сложнее. Напомним, что согласно кодификатору ЕГЭ, на экзамене проверяются знания свойств гидроксокомплексов только на примере Al и Zn, т.е. реакций с образованием гидроксокомплексов хрома в заданиях быть не должно.
4. На следующем слайде (время 33:23) показаны продукты окисления важнейших восстановителей. Как можно видеть, продукты реакций легко запомнить - это простые вещества, за исключением соединений серы и фосфора.
5. На экзамене очень важно понимать разницу между степенью окисления элемента и зарядом иона. В задании 29 на ОВР везде нужно писать степени окисления (сначала знак, затем цифра), тогда как в задании 30 на реакции ионного обмена везде нужно писать заряды ионов (сначала цифра и затем знак). Нижний индекс в электронном балансе допускается, только если это простое вещество, например I2, Br2 и др.
6. В задании 30 на составление уравнения ионного обмена могут встречаться кислые соли и слабые кислоты (на примере H3PO4). На следующем слайде показано как правильно расписывать их на ионы.
В случае гидросульфата натрия диссоциация хорошо идет по двум ступеням, т.е. возможны две записи: NaHSO4 → Na+ + HSO4– и NaHSO4 → Na+ + H+ + SO42–. В случае ортофосфорной кислоты возможны два варианта: либо оставить ее в молекулярном виде (т.е. вообще не расписывать на ионы), либо написать уравнение диссоциации по первой ступени: H3PO4 → H+ + H2PO4–.
7. Также на экзамене могут встречаться реакции с образованием гидроксокомплексов Zn и Al. Как их нужно расписывать на ионы показано ниже.
8. Существует несколько вариантов как записывать уравнения образования гидроксокомплексов алюминия: K[Al(OH)4], K[Al(OH)6] или K[Al(H2O)2(OH)4]. Любой из этих вариантов будет засчитан как правильный ответ. |