Все об экзамене |
|
---|---|
Общая информация |
Заметки из вебинаровВ 2022 году в КИМ появляются два принципиально новых задания: расчетная задача на равновесие и задание на pH. Для того чтобы объяснить принципы выполнения этих заданий, а также показать объем знаний, необходимый для их успешного выполнения, в декабре 2021 года составителями ЕГЭ был проведен вебинар. На этом вебинаре Светлана Владленовна Стаханова подробно рассказала о том, что такое равновесие, привела по два примера задачи 23 с подробными решениями, а также детально и с примерами рассмотрела задание на pH. Эти вебинары проводятся для учителей, поэтому полностью смотреть их не нужно. Ниже показано время обсуждения самых важных моментов для самостоятельного просмотра ученикам.
Краткое содержание вебинара: 1:36:00 - начало обсуждения задач на равновесие Некоторые важные моменты1. Равновесие в системе достигается, когда концентрации как реагентов, так и продуктов становятся постоянными, т.е. скорости прямой и обратной реакций становятся одинаковыми. На видео Светлана Владленовна подробно рассказала как решать задачи на равновесие (время 1:36:30). Здесь мы только приведем таблицу концентраций, использование которой сильно упрощает понимание и решение такого типа задач.
2. "pH - водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды". Интересно знать, что из миллиарда молекул воды только две диссоциируют на ионы H+ и OH–.
3. На следующем слайде показаны примеры значений pH различных соединений (время 1:56:10).
Далее идет соль, образованная сильной кислотой (HCl) и слабым основанием (Al(OH)3). Такие соли в водном растворе гидролизуются по катиону, т.е. катион Al3+ взаимодействует с водой с образованием слабого электролита:
Далее идет соль NaCl, соль сильной кислоты (HCl) и сильного основания (NaOH). Так ни ион Na+, ни ион Cl– не взаимодействуют с водой, слабых электролитов не образуется, и среда раствора не изменяется (остается как и прежде равной 7, т.е. pH воды).
Следующей идет соль Na2CO3, соль слабой кислоты (H2CO3) и сильного основания (NaOH). В этом случае ион CO32– реагирует с водой, образуя слабый электролит. Уравнение гидролиза по аниону (по первой ступени) выглядит следующим образом:
И последним в этом списке соединений стоит NaOH, сильное основание. Так как в растворе в значительной количестве присутствуют гидроксид-ионы, среда раствора - щелочная. В следующей таблице показаны значения pH растворов некоторых кислот, солей и щелочей с концентрацией 0,1 моль/л.
4. На видео Светлана Владленовна перечислила все вещества, которые могут встретиться в этом задании (1:58:53), а именно: Щелочь (pH>7), Кислота сильная (ph<7, среда сильно кислая), Кислота слабая (pH<7, среда кислая), Соль, гидролизующаяся по катиону (ph<7, среда слабо кислая), Соль, гидролизующаяся по аниону (ph>7, среда слабо щелочная), Соль, которая не подвергается гидролизу (pH=7, среда нейтральная), Кислая соль (только гидрокарбонаты, pH>7, среда слабо щелочная).
Все вышесказанные рассуждения можно обобщить следующей схемой, в которой показано увеличение значения pH всех возможных соединений, перечисленных выше: Сильная кислота → слабая кислота → соль, образованная сильной кислотой и слабым основанием → соль, образованная сильной кислотой и сильным основанием → соль, образованная слабой кислотой и сильным основанием → щелочь.
5. На следующем слайде пояснение вопроса о кислых солях, как правильно их расписывать на ионы в ионных уравнениях.
6. При взаимодействии кислых солей с гидроксидами реакции могут быть записаны несколькими способами. Все варианты будут засчитаны верными.
Другие примеры: 3Mg(H2PO4)2 + 12KOH → Mg3(PO4)2 + 4K3PO4 + 12H2O или Mg(H2PO4)2 + 6KOH → Mg(OH)2 + 2K3PO4 + 4H2O.
2KHCO3 + Ba(OH)2 → BaCO3 + K2CO3 + 2H2O или KHCO3 + Ba(OH)2(изб.) → BaCO3 + KOH + H2O
3NaH2PO4 + 3Ba(OH)2 → Ba3(PO4)2 + Na3PO4 + 6H2O или 3Ba(OH)2 + 2NaH2PO4 → Ba3(PO4)2 + 2NaOH + 4H2O |